Как попасть в большой бизнес, наладить выгодное партнерство с компанией-донором и в то же время не дать сесть себе на шею – Ольга Дондэ, член попечительского совета фонда, делится лучшими практиками
Создайте попечительский совет, чтобы быть на равных с крупными донорами
— Если у НКО один ведущий благотворитель и он выставляет сложные и тяжелые требования, решением может стать создание попечительского совета. Два-три попечителя могут уравновесить пожелания и требования друг друга, распределить между собой финансирование различных задач.
Обычно все успешные предприниматели поддерживают создание попечительского совета. Они понимают, что группа сотрудников эффективнее одного «бэтмена».
Нужно помнить, что взаимоотношения с донором – это процесс договоренностей. Если ты взял деньги, надо максимально соответствовать ожиданиям компании. Но если ты не можешь им соответствовать, а переговоры ни к чему не приводят – прекращай брать деньги, ищи другие способы реализовать благотворительные проекты.
Учитывайте специфику иностранных и российских компаний
— В международных компаниях благотворительные мероприятия, как правило, — обязательная часть корпоративной политики, на них выделены бюджеты и ответственные сотрудники. Даже если в фирме сменится команда, программы и стандарты взаимодействия с НКО останутся прежними.
В этом, конечно, большой плюс партнерства с иностранными донорами. В российских компаниях многое зависит от конкретной личности – владельца компании. А значит, при смене команды возникает риск лишиться поддержки.
С другой стороны, при взаимодействии с международными компаниями НКО надо учитывать нюансы, связанные с оформлением бухгалтерской отчетности, возможные требования по организации валютных переводов, если средства поступают из головного офиса.
Мы в фонде позитивно оцениваем сотрудничество именно с отечественными компаниями. Например, прямо сейчас идет интересный проект по созданию полноценного аналога многофункциональной кровати с партнерами в Рязанской области. По предварительным оценкам инженеров, кровать будет стоить на 25-30% дешевле, без потери качества. Таким образом, «Старость в радость» помогает развивать малый и средний бизнес в регионах России на реальном производстве.
Начинайте с маленьких проектов
— В нашем случае у компаний возникает человеческий интерес к теме поддержки пожилых людей. Определяются сферы интересов и возможности взаимодействия. Делаются пробные проекты и становится понятным направление дальнейших действий.
Именно так фонд сотрудничает с подрядчиком по ремонтным работам в домах престарелых, компанией «Ржевмаш». Уже несколько лет они активно помогают нам проводить сложные ремонтные работы — с заменой инженерной инфраструктуры в огромном доме престарелых города Ржева, Тверской области, где постоянно живет почти 600 человек. По нашим оценкам, суммарная экономия за счет проведенных дополнительных работ силами подрядчика более 1 млн рублей.
Не воспринимайте бизнес, как «денежный мешок»
— Отношения НКО с предпринимателями должны строиться не по схеме «получил деньги – потратил на что захотел», а в формате партнерства. Только так можно добиться результата при любой модели взаимодействия.
Например, в новогодние праздники фонду «Старость в радость» требуются специальные помещения для сбора и хранения подарков для одиноких пожилых людей. На этот горячий период компания «САМОСКЛАД» в 2016 и 2017 году предоставила фонду свои складские площади. Сотрудничество продолжилось: в течение года фонд арендует у компании склад для своих нужд по минимальной цене, со скидкой.
Такой формат взаимодействия позволил фонду уже сэкономить более 1,5 млн рублей, а компания не только смогла реализовать интересный проект и проявить себя в зоне социальной ответственности, но и получила приток новых посетителей на свою площадку, логотип в разделе партнеров, и фонд при каждой возможности от души благодарит их за поддержку.
Важный момент. Это не бартерные отношения в чистом виде. Мы не можем поменять что-то конкретное от партнера (склад, денежное пожертвование, товары) на что-то конкретное от Фонда (обязательное размещение пресс-релиза в СМИ, точное количество подписчиков или посетителей из числа волонтеров Фонда и т.д.).
Поставьте себя на место руководителя
— Подумайте: чем я, как НКО, могу быть интересен именно этой фирме? Может быть, с моим фондом будут охотно сотрудничать производители ортопедической обуви? Или производители средств для уборки?
Например, фонд «Старость в радость» сотрудничает с брендом «Белла -Восток», который изготавливает товары для гигиены и специальные средства ухода. А также регулярно поставляет их домам престарелых. Здесь очень понятный и прозрачный формат взаимодействия, а эти факторы обычно для компаний очень важны. Наши партнеры не только предоставляют значительные скидки на товары для благотворительного проекта, но и очень заинтересованы в том, чтобы поделиться современными знаниями, новыми продуктами и наработками, в том числе, и в формате профильных международных конференций.
У международных компаний весьма прозрачен и сам фокус направлений благотворительной деятельности, в который они готовы вкладывать деньги и человеческие ресурсы. У таких партнеров обычно имеются планы по развитию определенных направлений корпоративной социальной ответственности – изучив их, можно понять, насколько ваш фонд и эта компания могут быть полезны друг другу.
Если вы маленькая НКО, ищите поддержку через проводников
— В мир большого бизнеса помогут попасть системообразующие фонды – Фонд Тимченко, Фонд Усманова, Фонд Президентских грантов, Фонд «Наше Будущее», «Гранты мэра Москвы для НКО». Эти фонды могут познакомить компании с НКО, рассказать о них в рамках своих мероприятий. Но, конечно, выстраивание отношений с крупными благотворителями требует значительных усилий и зрелости от самих сотрудников некоммерческой организации. Нужно не раз и не два рассказывать о себе потенциальным компаниям-партнерам. Нужно ходить на профессиональные мероприятия. И реализовывать проекты с таким уровнем качества, чтобы бизнесу было интересно продолжать сотрудничество с достойным некоммерческим партнером. Нужно заниматься профессиональным развитием сотрудников.
Договаривайтесь на берегу и составьте план B
— В самом начале работает стандартная бизнес-схема взаимодействия двух организаций-партнеров: нужно оговорить цели, результаты, освещение в СМИ, степень вовлечения сотрудников фонда и сотрудников компании, продолжительность проекта, регион взаимодействия.
При этом в НКО изначально должен иметься план действий на случай, если компания-партнер, пообещавшая определенную сумму, по тем или иным причинам прекратит финансирование. Потому что сложно смотреть в глаза больным детям или старикам, которым ты, например, уже обещал проведение операций.
Работу по привлечению крупных благотворителей, сторонников и партнеров останавливать нельзя, это очень кооперативная деятельность, где хватит места и задач для всех.https://www.miloserdie.ru/article/12-sposobov-podruzhitsya-s-krupnym-donorom-opyt-fonda-starost-v-radost/
Leave a Comment