Новости Обмен опытом

Практика включения в начальную школу детей с ОВЗ

16 апреля на вебинаре «Инклюзия в начальной школе (содержательные аспекты деятельности учителя начальных классов и тьютора)» приглашенный эксперт, Екатерина Романова – учитель-методист и учитель начальных классов ГБОУ СОШ №518 (г. Москва), рассказала, как правильно организовать поступление и обучение особого ребенка в начальных классах.

Екатерина Романова, куратор начального образования ГБОУ СОШ №518: «В 2005 году наша школа стала участником проекта по внедрению инклюзивного образования. В моем первом классе официально 1 сентября присутствовали три ребенка со специальными образовательными потребностями. После проведения диагностики выяснилось, что 17 из 25 учеников нуждаются в специальном психолого–педагогическом сопровождении. Тогда и стало ясно, что начинать прием детей с особенностями развития в школу нужно заранее, лучше за год».

Екатерина поделилась алгоритмом работы школы по приему в 1-й класс детей с инвалидностью и с особенностями развития. Родители должны понимать, что чем раньше они обратятся в школу, тем лучшие условия обучения сможет создать школа: составить образовательный маршрут, программы обучения, аккумулировать ресурсы, подобрать ассистента или тьютора (по рекомендации ПМПК). В свою очередь и родители должны предоставить школе максимально полный пакет рекомендаций относительно возможностей и особенностей будущего ученика. Участники вебинара так же познакомились с нормативно-правовой базой реализации инклюзивного образования. Именно в соответствии с данными документами школа должна действовать.

В школе № 518 практикуется включение дошкольников с инвалидностью и без в мероприятия дополнительного образования: кружки, секции, концерты и театрализованные постановки, Дни открытых дверей. Так дети приобретают опыт общения, знакомятся со школой, учатся основам взаимодействия с педагогами музыки, ритмики и другими.

«Мы проводим «Субботы московского родителя», стараемся пообщаться и узнать больше о будущем ученике. Очень важен для обучения диалог с родителями, как до начала занятий, так и во время обучения. С учеником, имеющим специальные образовательные потребности, работает не один учитель, а команда специалистов, и родители обязательно включены в составление образовательного маршрута», – подчеркнула Екатерина Романова.

Мария Перфильева, куратор программы вебинаров отдела инклюзивного образования РООИ «Перспектива»: «Как всегда было много вопросов о тьюторе. О том, каким образом в школе появляется данная позиция и где взять финансы. Мы еще раз подчеркиваем: дорогие родители, приходите в школу заранее, а не за неделю до 1 сентября, общайтесь с директором, учителями, рассказывайте о своем ребенке, его потребностях, возможностях и особенностях. В этом случае школа сможет правильно организовать обучение, сопровождение, поддержку, в том числе тьюторскую».

Екатерина Романова так же рекомендовала школам обращаться за консультацией по включению ученика с особенностями в процесс обучения, к специалистам коррекционных школ, Центров развития и коррекции и ПМПК.

Вебинар проведен в рамках проекта «На урок вместе», инициаторами которого является РООИ «Перспектива» и компания Ingka Centres в России.

Видеозапись вебинара 16.04.2019:

https://www.youtube.com/watch?v=0mlO_ytcGbk

https://perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/news/4838-2019-04-22-09-52-42

 

Leave a Comment