В рамках мирового кафе состоялось обсуждение дефицита идей в НКО и способах их преодоления. Участникам дискуссионного стола было предложено ответить на следующие вопросы:
Как привлечь и удержать нужных специалистов, в т.ч. молодых?
Какими способами можно закрыть кадровый дефицит?
Какие компетенции актуальны (будут актуальны в 2020) в НКО и как их формировать у сотрудников / добровольцев?
Участниками были предложены следующие варианты решений:
Как привлечь и удержать нужных специалистов, в т.ч. молодых?
- Четко формулировать миссию и цели организации, понятные для потенциальных сотрудников и волонтеров.
- Привлекать к работе группы людей и специалистов, которым потенциально интересно и удобно работать в НКО (студенты, пенсионеры, женщины в декретном отпуске).
- Искать людей, максимально мотивированных на решении проблем, которыми занимается НКО («идейные» люди).
- Привлекать к работе и удерживать сотрудников не только за счёт финансовых стимулов, но и за счёт нефинансовых стимулов (развитие репутации, гибкий график работы, возможность обучения и повышения квалификации за счёт НКО, возможность зарубежных командировок, корпоративный отдых, компенсация оплаты детских садов для детей и внуков сотрудников).
- Давать возможность студентам и учёным писать научные работы на базе материалов НКО.
- Давать возможность волонтерам и молодым специалистам самостоятельно реализовывать проект, повышать уровень их ответственности за реализацию работы и показывать важность их работы для организации.
- Давать возможность сотрудникам и волонтёрам работать «не по стандарту».
- Давать возможность сотрудникам и волонтёрам пользоваться материально-техническими возможностями НКО для их собственных проектов вне организации (помещение, рабочие места, платные программные приложения и правовые базы).
- Предотвращать и работать с выгоранием сотрудников и волонтеров.
- Формировать систему наставничества для специалистов внутри организации.
- Team building.
- Соблюдать нормы трудового законодательства.
- Начинать формировать будущих волонтеров и сотрудников НКО не со студенческой скамьи, а со школьных лет.
- Формировать индивидуальную траекторию карьеры для каждого сотрудника (что ему интересно, как профессионально он будет развиваться, развитие каких профессиональных навыков ему необходимо и получение какого опыта требуется).
Какими способами можно закрыть кадровый дефицит?
- Проводить анализ рынка труда и привлекать к сотрудничеству высвобожденных работников.
- Формировать панель сотрудников, работающих удаленно (дистанционные рабочие места).
- Приглашать на производственную практику студентов, которые временно могут закрыть дефицит сотрудников.
- Стимулировать частные компании на профессиональное корпоративное волонтерство и привлекать pro bono специалистов к работе в НКО.
- Обращаться за консультациями к государственными (муниципальным) ведомствами и учреждениям, которые работают с теми же задачами и целевыми группами, что и НКО.
- Обращаться за консультациями к профессионалам на пенсии (например, судьи на пенсии).
- Формировать партнёрства с другими НКО, в том числе в части кадрового сотрудничества.
Какие компетенции актуальны (будут актуальны в 2020) в НКО и как их формировать у сотрудников / добровольцев? Традиционные навыки, которые до сих пор требуют профессионализации:
- Фандрайзинг.
- Профессиональная коммуникация.
- Тайм-менеджмент.
- Переводчики и интерпретаторы на «языки» разных целевых групп.
- SMM- менеджмент. Новые навыки:
- Программирование.
- Работа с текстом.
- Работа с большими данными (навыки поиска и анализа).
- Системное мышление и многофункциональность.
- Навыки межнационального общения. Участники мирового кафе отдельно отмечали необходимость непрерывного образования сотрудников НКО, а также необходимость работать «как в бизнесе».
Как преодолеть дефицит финансов в НКО?
Ключевые вопросы и ответы.
Участникам дискуссионного стола было предложено ответить на три вопроса:
- Как оценить сколько нужно организации для ведения деятельности сейчас и сколько понадобиться в будущем?
- Как можно и нужно ли оптимизировать расходы организации?
- Как создать финансовый резерв на два года независимой деятельности?
1. Как оценить, сколько нужно организации для ведения деятельности сейчас и сколько понадобится в будущем?
- Для начала необходимо провести ревизию существующих проектов на предмет обязательств и имеющихся финансовых ресурсов. При расчёте бюджета на будущее, использовать повышающие коэффициенты (на заработную плату, на ЖКУ, банковское обслуживание и т.д.).
- Проведение анализа завершенных проектов, которые имели успех, чтобы повторить этот опыт в будущем.
- Ведение кадровое политики, наличие сотрудников, компетенции которых отвечают потребностям организации, «нераздутость» штата организации.
- Проведение ежегодного аудита.
- Использование опыта аналогичных организаций (аналогичных по сфере деятельности, по численности сотрудников, по бюджету и т.д.).
- Расчёт стоимости услуг, понимание, какие расходы несет организации при их оказании.
- При планировании затрат будущего обращать внимание на возможное расширение деятельности, увеличение объема услуг или рост географии деятельности организации.
2. Как можно и нужно ли оптимизировать расходы организации?
- Осуществление планирования расходов с учетом обязательств организации, отказаться от лишних расходов.
- Организация фандрайзинговой службы, организация платных мероприятий или мероприятий по сбору средств, использование краудфандинговых платформ.
- Соблюдение законодательства в части требований к деятельности НКО и ведению отчетности, отсутствие штрафов и предписаний от надзорных органов.
- Возможный переход на иные форматы работы, например, дистанционный и другие.
- Кооперация с другими организациями, например, организация совместного офиса.
- Использование труда волонтёров и специалистов pro-bono.
- Обмен услугами с другими организациями.
- Использование разных форм поддержки, например, имущественной.
- «Оцифровывание» текущей деятельности организации, использование программных решений для планирования деятельности, для бухгалтерии и т.д.
- Передача услуг на аутсорсинг.
- Увеличение сети партнеров, как возможного ресурса для кооперации и обмена услугами. Понимание, где можно получить услуги бесплатно (например, бесплатные сервисы от Google и Microsoft для НКО).
- Использование энергосберегающих технологий в офисе, сдача отходов в переработку. Экономия ресурсов (электроэнергия, водоснабжение).
- Монетизация экспертного потенциала сотрудников организации (платные консультации, участие в публичных мероприятиях, форумах, конференциях). Монетизация услуг (оказание услуг за плату сверх объема или с дополнительными опциями).
3. Как создать финансовый резерв на два года независимой деятельности?
- Участие в долгосрочных грантах, однако это достаточно рискованная затея, так как такие гранты достаточно сложно получить.
- Оказание платных услуг, в том числе создание холдинговой структуры вокруг НКО (ООО и ИП) для оказания платных услуг и использования нецелевых средств.
- Формирование подушки безопасности с нецелевых средств и с деятельности, приносящей доход.
- Поиск долгосрочной спонсорской поддержки.
- Участие в лотереях.
- Размещение оплачиваемой рекламы на интернет-ресурсах организации.
- Социальное предпринимательство.
- Создание целевого капитала.
- Инвестирование денежных средств (депозиты, ценные бумаги, акции).
- Использование заёмных средств.
- Приобретение недвижимого имущества в собственность.
Мероприятие прошло в рамках социально значимого проекта «Лаборатория инновационных форматов: 2 новые форматы публичных мероприятий для современной деятельности НКО и городских инициатив», который является победителем XX городского конкурса социально значимых проектов «Город – это мы» (номинация «Развитие гражданского общества»), в соответствии с решением конкурсной комиссии от 04.05.2018https://www.facebook.com/notes/центр-гражданского-анализа-и-независимых-исследований-центр-грани/итоги-мирового-кафе-как-нко-преодолеть-ресурсные-дефициты-дефициты-идей-финансов/2009680465745144/
Leave a Comment